АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
«...есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольное образовательное учреждение. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить привыкание ребенка к новым условиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др.
Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родитель не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя не всегда бросающиеся в глаза последствия он может иметь.
В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, обусловленное несколькими факторами.
Во - первых ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить.
Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор - разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.
Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет его больше видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, и определить, таким образом, добрая она или злая, любит его или нет.
Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, даже уровень шума в группе по началу может быть сильным психотравмирующим фактором.
Очень важно в этот момент относиться к ребенку очень бережно и внимательно, стремиться помочь ему пережить этот трудный момент, а не упорствовать в своих воспитательных планах, не бороться с капризами.
Психологи советуют взрослым в период адаптации:
·Не впадать в панику, когда ребенок строптив;
·Не пытаться переделывать психику ребенка;
·Распознать, понять, принять ребенка таким, какой он есть.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.
1этап. Работа заведующей с родителями
Когда родители в первый раз приходят в детский сад, чтобы оформить документы на своего малыша, сразу же проведите с ними беседу. Обратитесь к ним с просьбой найти возможность начать водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а, как минимум, за месяц до этого, чтобы постепенно увеличивать длительность его пребывания в детском саду — от 1,5— 2 часов до полного дня.
Не забывайте, что не только дети, но и многие родители тяжело переживают предстоящую разлуку с ребенком, тревожатся, хорошо ли ему будет в детском саду. У многих родителей есть изначальное предубеждение против дошкольного учреждения. Тревога взрослых неизбежно передается малышу, и эта тревога естественна, она не может рассматриваться как какой-то каприз. Вам надо успокоить родителей, убедить их в том, что рядом с их малышом будут внимательные, добрые, грамотные люди. Расскажите о воспитателях и их помощнике, которые работают в группе, отметьте их достоинства. Затем можно провести родителей по детскому саду, зайти в группу, познакомить родителей с тем воспитателем, к которому они приведут своего ребенка.
II этап. Работа воспитателя с родителями
Когда родители (желательно мама) ребенка приходит к вам в группу, выйдите к ней навстречу, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству, представьтесь. Затем пригласите ее осмотреть группу. Покажите шкафчики, в которых дети хранят свою одежду, расскажите, куда какие вещи они убирают, чтобы мама почувствовала: у вас в группе — порядок, и вы следите за вещами детей. Объясните, что ребенок сам может выбрать из свободных шкафчиков тот, который ему понравится, и принести из дома красивую 'картинку, чтобы наклеить на шкафчик. Расскажите, какие вещи нужны в качестве сменных.
Затем проведите маму в групповую комнату. Покажите игрушки и пособия. Расскажите, что с детьми будут проводиться занятия, они будут рисовать и лепить, петь и танцевать, слушать сказки, что ребенок, если захочет, может принести из дома любимые игрушки.
Покажите маме спальню, расскажите, что за каждым ребенком закреплена определенная кровать, на которую тоже можно наклеить картинку. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, отметьте специально, что у каждого ребенка свое полотенце и свой горшочек, которым пользуется только он. Затем расскажите о режиме дня, выясните, соблюдается ли он дома и насколько отличается от принятого в детском саду. Постарайтесь убедить маму, что принятый в детском саду режим желательно соблюдать и в выходные дни.
Присядьте вместе с мамой и расспросите ее, как она настроена, тревожит ли ее что-нибудь в связи с тем, что ее ребенок пойдет в детский сад. Пусть подробно расскажет вам, что ее беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала: вы выделяете ее малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера.
Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного).
Родители надеятся на то, что:
·Вы будете внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям относительно детей;
·с Вами можно будет посоветоваться о ребенке;
·Вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается;
·Вы будете ласковы с детьми;
·дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными.
В общении с родителями и родственниками нужно придерживаться следующих правил:
·в любое время они могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
·они могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время;
·воспитатель должен неуклонно выполнять их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка.
Для того чтобы обрести в лице родителей ребенка союзников, нужно учитывать, что общение имеет свои закономерности. Прежде всего следует настроиться на диалог, а не на поучение.
Некоторые советы Дейла Карнеги позволят вам сберечь собственную энергию и душевные силы и сделать общение с родителями приятным и конструктивным.
Итак, помните, что «критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду».
«Знаете ли вы кого-нибудь, кого вам хотелось бы переделать, исправить и усовершенствовать? Прекрасно! Но почему не начать с самого себя? С чисто эгоистической точки зрения это намного полезнее, чем пытаться усовершенствовать других».
«Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова и повторять их через много лет после того, как вы их уже забудете».
«Улыбка... ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче».
III этап. Первые контакты с ребенком
Первая неделя
Вы выходите навстречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите за руки, если он охотно идет на физический контакт. Если же ребенок прижимается к маме — не настаивайте. Пусть мама держит ребенка за руку столько, сколько он захочет. Не надо ругать его за то, что он испугался. Постарайтесь его чем-нибудь заинтересовать. В раздевалке покажите шкафчики, расскажите, что у каждого из детей есть свой шкафчик с любимой картинкой, куда они кладут свои вещи, Скажите ребенку, как можно вас называть. Форма обращения может быть разной в зависимости от того, какую считаете приемлемой вы сами. Вполне допустимы и такие варианты, как «баба Таня, тетя Надя, Анна, Ира» и т. п.
Предложите ребенку раздеться на банкетке и пойти посмотреть игрушки. Вводя его в группу, обратитесь к другим детям: «А это к нам пришел... А вот Саша, это Нина, это Олег...» Если малыш сразу побежит к игрушкам, пусть играет. Если же он не отпускает руку мамы, пусть они пройдут в игровой уголок вместе. Через какое-то время вы покажете ребенку, где туалет, предложите воспользоваться им. По мере надобности помогите ему раздеться и одеться.
Помните: первые контакты с ребенком — контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом для него месте.
Когда дети начинают собираться на прогулку, помогите ребенку застегнуть пуговицы, завязать шапку, если он согласится; если нет — пусть ему поможет мама. Мама может помочь вам одеть и других детей. С прогулки мама забирает ребенка домой. Так проходит вся первая неделя.
Вторая неделя
В течение второй недели воспитатель постепенно начинает принимать все большее участие в одевании, раздевании ребенка, предлагает ему различные игры. Мама может уйти по своим делам спустя 10—15 минут, обязательно четко сказав ребенку, что она придет за ним, как обычно, после прогулки. Малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но без мамы. Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Хорошо, если в течение этой недели ребенок привыкнет к вам настолько, что будет сам идти на руки, на колени, будет принимать вашу ласку.
Третья неделя
Взрослому трудно понять, насколько значим для ребенка переход к новым условиям кормления, новому вкусу того, что ему предлагают за завтраком, обедом. Чтобы дополнительно не травмировать малыша утром, в течение первых двух недель желательно кормить его дома. В течение третьей недели вы постараетесь приучить его есть в детском саду. Никогда и ничем нельзя кормить ребенка насильно! Докармливать можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным.
Желательно, чтобы в первые два-три дня мама приходила за малышом к концу прогулки, помогала ему раздеться и он обедал в детском саду в ее присутствии. Если он захочет, мама покормит его даже в том случае, если ребенок может есть сам. В следующий раз предложите ему свою помощь: покажите, что вы готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что вы не будете настаивать на том, чтобы он доел все или ел то, что ему заведомо не нравится По окончании обеда, если ребенок отказывается ложиться спать, мама забирает его домой. Если ребенок хорошо адаптируется, через два-три дня можно предложить ему остаться и поспать со всеми детьми в группе, выбрать для себя кроватку. Если ребенок отказывается — эта работа переносится на четвертую неделю.
Четвертая неделя
Многие дети любят класть с собой в постель любимую игрушку. Если такая игрушка у ребенка есть, предложите ему принести ее с собой в детский сад. Пока
ребенок будет есть, медвежонок или собачка могут устроиться в кроватке и ждать малыша там. Если ребенок не захочет, можно разрешить ему не спать, сказать, что он только полежит на кровати со своей игрушкой, может тихонько с ней поговорить.
Обязательно нужно посидеть с ребенком, ласково погладить его. Желательно при этом тихо, шепотом говорить что-то ласковое, например: «Сашенькины ручки будут отдыхать, им тепло и хорошо-тепло и спокойно... Они лежат свободно... тепло и свободно... Глазки закрываются, тоже будут отдыхать... и ножки будут отдыхать...» Можно тихонько напеть колыбельную песню. Детей удивительно успокаивает всем известная мелодия песенки «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...» Вы можете просто тихо напевать ее, как бы про себя, без слов.
Работая с детьми этого возраста, выбирая стиль общения с ними, важно помнить следующее: ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем как мама.
Итак, в адаптационный период очень важно:
·проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужить его доверие;
·сохранять постоянство обстановки в группе и порядка следования разных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться;
·найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком; не форсировать начало «групповой» жизни;
·исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.
Что нравится детям в воспитателях?
·Искренность всех проявлений.
·Доброта и отзывчивость к живым существам.
·Веселое, доброе настроение и умение создать его у других.
·Богатая фантазия и воображение, способность увлеченно играть на равных, придумывать праздники и развлечения.
·Красивая одежда и прическа, украшения.
·Мелодичный, певучий голос, ласковые обращения, негромкая речь.
·Мягкие, ласковые движения.
·Умение придумывать и рассказывать истории.
АДАПТАЦИЯ - это не только процесс привыкания ребенка к ДОУ на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Адаптация начинается с внутриутробного периода и продолжается после рождения человека до конца жизни, так как на организм постоянно действуют различные раздражители, к которым нужно приспосабливаться.
Чем младше ребенок, тем больше степень утомления организма и тем труднее вырабатываются приспособительные реакции, следовательно, и большое значение имеет индивидуальный подход к ребенку.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
·От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
·От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
·От состояния здоровья;
·От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.
Особое внимание нужно уделять детям, которые только поступили в детский сад, так как их нервная система испытывает значительные нагрузки в условиях новой, непривычной обстановки.
Тяжело переносят приход в группу дети, давно посещающие ДОУ, но которые часто и длительно болеют. Они забывают некоторые умения, если они не были закреплены, плачут, сторонятся новых детей
Показателем окончания периода адаптации является
·глубокий сон,
·хороший аппетит,
·бодрое положительное эмоциональное состояние,
·активное поведение.
ПАМЯТКА
для родителей по успешной адаптации ребенка к детскому саду
· Дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям. Постепенно увеличивать длительность его пребывания в детском саду - от 1,5-2 часов до полного дня;
· Продумать, какие любимые вещи, игрушки, книги ребенок возьмет с собой в детский сад;
· Служить эмоциональной опорой для ребенка - проявлять интерес к его делам, внимательно выслушивать все, что он будет рассказывать о детском садике;
· Оказывать педагогам помощь в налаживании нормальной жизни малыша в детском саду - соблюдать в домашних условиях режим сна и питания, принятых в детском саду, поддерживать привычки, вырабатываемые в детском саду;
· Не впадать в панику, когда ребенок строптив;
· Не пытаться переделать психику ребенка;
· Распознать, понять, принять ребенка таким, какой он есть.
Истерики
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество - слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему
·Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
·Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
· Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
· Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
· Попросите, чтобы вместе с вами за ребенком понаблюдали более опытные люди, возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
· Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
РОДИТЕЛИ, ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛИ
ГРУППЫ № 1 ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ»
(ЖДЕМ РЕЗУЛЬТАТА)